вторник, 3 апреля 2012 г.

Супермото

Супермото, как один из самых увлекательных видов мотоциклетного спорта появился благодаря креативным идеям американских телеведущих свыше 30 лет назад. В 1979 году спортивным телеканалом ABC’s Wide World of Sports было принято решение о запуске нового экстремального шоу. Его задача заключалась в том, чтобы каждый участник на одном и том же мотоцикле продемонстрировал своё мастерство в самых различных дисциплинах: в мотокроссе
, драг-рейсинге и на скоростном треке.

Одним словом, у телешоу было две задачи – выявить универсального водителя (superbiker) и универсальный мотоцикл (supermoto). Для привлечения участников и вместе с ними инвесторов готовых вкладывать деньги в развитие проекта, телеканал пообещал им 20 млн. телезрителей.

Так родился Супермото. Поначалу на соревнованиях выступали райдеры на самых разных мотоциклах и было не ясно, какой же класс мототехники максимально устойчив к таким нагрузкам.

В итоге, постоянные победы лёгких кроссовых эндуро с широкими колесами и цепкими тормозами, определили приоритеты подходящих мотоциклов. Эти байки нашли «золотую середину» и показали великолепные результаты как на бездорожье и скоростных прямых, так и на искусственных трамплинах и асфальтированных треках.

Несмотря на ажиотажную популярность телепередачи на протяжении всех гоночных сезонов, спустя 5 лет успешного проведения, она всё же «приелось» зрителям, со временем к ней пропал интерес и шоу было закрыто.

Но всего-навсего было закрыто шоу, а не рождённая дисциплина! Вторая фаза развития «Супермото» началась во Франции, где как и во многих странах появилось новое мотоциклетное движение «superbikers» - «супермотоциклисты».

Вскоре началась путаница в правильном названии категории универсальных мотоциклов – «Супермото» или «Супермотард». Ведь мотоцикл на французском языке звучит как «motard» и соответственно «супермотоцикл» ни что иное, как «Supermotard».

Несмотря на бесконечные споры о том, на счет какого государства списать происхождение дисциплины – США, где появилось первое упоминание о «Супермото» или Франции, где шло мощное движение «Супрмотарда» и после закрытия американского телешоу, - преобладает следующее утверждение.

 «Супермото» - так кличут вид спорта, а «супермотардом» называют отдельно взятые единицы мотоциклов из ряда «супермото».


Необычайно большой вклад в развитие Супермото внесла Франция и именно из этой страны движение начало распространяться по всей Европе. Сначала мотоциклов класса «супермотард», как такового не было вообще, поэтому первые французские супермотарды изготавливались вручную, точнее на базе имеющихся мотоциклов с многочисленными переделками. 

Донорами явились японские Honda XR600R, Honda CR500, Yamaha XT\TT600, Suzuki DR600, Kawasaki KX500, а также KTM LC4 620 и аналогичные модели. Несмотря на явные внедорожные преимущества кроссовых мотоциклов, их старались не использовать. Причина проста - небольшой ресурс двигателя и полное отсутствие комфорта.

Первый французский чемпионат по Супермото состоялся в 1991 году и получил звучное названии «Золотой руль» (Guidon d’Or). Чемпионат был организован в окрестностях Парижа на трассе Carole и с тех пор набирал всё большую популярность с каждым годом.

Спустя два года, соревнования по Супермото транслировались по всем европейским теле- радио каналам и в прессе, а Франция прославлялась своими «супермотоциклистами».

Постепенно уровень культуры «Супермото» рос и возникла необходимость разделять супермотарды на определенные классы:

утилитарные супермотарды (эксплуатировались как основные мотоциклы для повседневных нужд),
спортивные супермотарды (с ограниченным временем жизни ресурса двигателя),
обычные мотоциклы (выполненные в стиле «Супермотард», но не имеющие с ним ничего общего).

Самым первым серийным супермотардом явилась модель Gilera Nordwest дебютировавшая в 1991 году. Gilera представила тяжёлый мотоцикл с литыми спортивными колёсными дисками и неуклюжим одноцилиндровым двигателем. Этот «мотард» нормально мог ехать лишь по гладкому асфальту, так что «супер» его назвать было сложно.

Это был всего лишь заводской эксперимент, который не нашел популярности в Супермото. На треках продолжали бороться самодельные супермотарды, постоянно шла шлифовка и улучшение мотоциклов, класс Супермото совершенствовался и лишь сейчас мы может видеть по-настоящему универсальные мотоциклы о которых гонщики прошлого могли только мечтать.

В середине 90-х европейские производители внедорожных мотоциклов сумели вывести формулу настоящего супермотарда. Особо отличились мотоциклы компаний КТМ, Husaberg, ССМ и Husqvarna. Однако японские коллеги не ощутили дыхание этого рынка и до сих пор не поставили в производство ни одного настоящего супермотарда. По этой причине, в Европе появились небольшие «фирмочки» (напр. Monnier и Dall'ara), которые переоборудуют японские модели в Супермото и продают их под своей эгидой по сей день.

Движение европейского Супермото вернулось обратно в Северную Америку, где в 2003-м году, спустя почти 20 лет заново начались проводиться чемпионаты по Супермото. Наиболее впечатлительными явились Supermoto Canada и AMA.

Между американскими и европейскими канонами проведения соревнований по Супермото, безусловно, есть большая разница. Европейское Супермото отличатся обилием асфальтовых секций и многочисленных извилистых поворотов, где соотношение асфальта к грунту примерно 70/30.

В Америке напротив, популярны «оффродные» участки Супермото со всевозможными «грязевыми ваннами» и скользкими участками. Это, естественно, сказывается на стиле гонщиков. Американцам больше по вкусу грязь и бездорожье, в то время когда европейцы лидируют на скоростных асфальтовых секциях не оставляя американцам ни единого шанса.

Сегодня Европа является лидером как в спортивном классе Супермото, так и в умениях производить лучшие многофункциональные супермотарды.



Фото "Супермото":

Видео "Супермото":

Комментариев нет:

Отправить комментарий